Новости

Фестивальное движение продвинулось на север
Совсем недавно, в апреле нынешнего года, президенты России и Норвегии наконец разрешили давний спор о разделе Баренцева моря и части Северного Ледовитого океана, недра которых таят, по некоторым оценкам, четверть неразведанных мировых запасов газа. Теперь, когда зона российского контроля арктического дна определена точно, эксперты предсказывают региону скорое начало эры большой разведки.
05 June 2010

 Об огромном значении Арктики вдруг заговорили с официальных трибун. Думается, неслучайно именно в такой момент появился и первый Международный кинофестиваль стран Арктики "Северное сияние", получивший прописку в Мурманске - форпосте российских арктических рубежей. Почетным президентом нового киносмотра стал сам губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко. В паре с "рабочим" президентом, актером Сергеем Никоненко, он открывал и закрывал фестиваль, уделял гостям из разных стран много внимания, несмотря на то, что дни проведения "Северного сияния" частично совпали с Днями Мурманской области в Совете Федерации (вылететь в Москву губернатору пришлось наутро после церемонии открытия фестиваля).
Первый фестиваль никогда не судят по гамбургскому счету. Кроме Дней кино разных стран и конкурсов телевизионных документальных фильмов, в Мурманске никаких событий в сфере кино отродясь не происходило. Работу по наладке сложнейшего механизма международного киносмотра взяла на себя московская команда, и ей многое удалось в такие экстренные сроки. Мурманчане с благодарностью воспринимали все, что предложил им фестиваль: подолгу не отпускали артистов на концертах, общались на мастер-классах с Кшиштофом Занусси и Александром Адабашьяном. Звездный десант - беспроигрышный способ обеспечить фестивалю внимание народных масс. В Мурманске, слава богу, и на показах конкурсных фильмов залы были полны. Это хороший знак, значит, есть там аудитория, которая нуждается в кино, отличном от стандартного репертуара российских мультиплексов. Следующий шаг - воспитание в этой аудитории культуры просмотра такого кино, ибо пока мурманская публика демонстрировала наряду с энтузиазмом и непосредственность - за спиной у жюри громко комментировали происходящее на экране, хрустели чипсами, попкорном, без конца бегали менять наушники для синхронного перевода. У молодого фестиваля много работы впереди, но главное, наверное, определить цель: быть ли "Северному сиянию" широким праздником для мурманчан или авторитетным профессиональным форумом. Международный конкурс первого фестиваля был составлен киноведом Сергеем Шолоховым по региональному, географическому принципу (фильмы из Норвегии, Швеции, Канады, Финляндии, США и России), и в нем оказались сведены картины разных весовых категорий: фильм - обладатель Берлинских Медведей "Как я провел этим летом" Алексея Попогребского (получивший в итоге Гран-при "Северного сияния"), прошедший в мировом прокате "Мамонт" знаменитого шведа Лукаса Мудиссона и довольно скромные в художественном плане ленты ("Дорогой Лимонный Лима" американки Сьюзи Юнесси, норвежская "Авария" Марселино М.Вальенте). Между этими полюсами оказались еще две наши картины - "Сынок" Ларисы Садиловой (приз за лучшую мужскую роль Виктору Сухорукову), "Одна война" Веры Глаголевой (специальный приз губернатора Мурманской области), а также спорный, изобилующий физиологическим натурализмом фильм "Признаки жизни" молодой канадки Софи Дерасп (спецприз жюри и приз за лучшую женскую роль непрофессиональной исполнительнице, девушке с ограниченными возможностями Мари-Хелен Беллаванс), довольно банальный шведский фильм о пробивном лимитчике из Вермланда "Свадебный фотограф" Ульфа Малмроса, две хорошие норвежские картины - "Север" Руне Денстада Ланглу и "Шторм в моем сердце" Пола Джекмана - и любопытная лента "Пудана - последняя в роду", повествующая о ненцах, и сняла ее ненецкая женщина Анастасия Лапсуи, не имеющая никакого кинематографического образования (тем не менее она увезла из Мурманска два приза: зрительских симпатий и за лучшую режиссуру). При таком качественном разбросе конкурсных картин нелегко приходится жюри, судьи встают перед выбором: исходить ли из объективных достоинств представленных фильмов или смотреть на них в ракурсе, заданном конкретным фестивалем. В мурманском гран-призере (фильме "Как я провел этим летом") счастливо совпали качество и принадлежность к теме сурового Севера.
Помимо конкурса, Мурманский фестиваль предложил гостям и зрителям еще несколько программ, в частности, коллекцию "Фильмы членов жюри". Напомним, что в судейской команде числились Владимир Грамматиков, Александр Адабашьян, Лидия Федосеева-Шукшина, канадская актриса, продюсер и сценарист Ингрид Венингер и, наконец, председатель жюри - норвежский режиссер Кнут Эрик Йенсен. Двое последних являли собой пример европейской собранности, пунктуальности и уважения к труду своих коллег, создателей конкурсных фильмов. Йенсен - вообще, в Мурманске свой, к нему в зале подходили какие-то мурманские бабушки, радостно его приветствовали, участливо спрашивали, как его дела. Он своеобразно, забавно говорит по-русски (много времени провел на съемках в Мурманске и области, здесь прошла не одна премьера его картин), например, на закрытии он рассмешил зал фразой "Мы (члены жюри) работали тут день и ночь, как животные" (так он воспроизвел русское сравнение "работать, как зверь"). Его знаменитый документальный фильм "Cool & crazy" рассказывает о необыкновенном хоре, созданном в глухой рыбацкой деревне самой северной норвежской провинции Финмарк. Старые и пожилые мужчины заняты тяжелой работой в своем суровом краю, но в выходные они надевают белые рубашки, галстуки-бабочки и отправляются в автобусе на очередные гастроли - петь духовные гимны для таких же, как они. Однажды их приглашают в Мурманск, где они становятся героями дня и обзаводятся поклонницами. Ингрид Венингер пару лет назад, находясь на кинофестивале "Меридианы Тихого", подбила компанию коллег на любопытный эксперимент - снять альманах "Отель "Владивосток" (так называлась гостиница, в которой жили участники фестиваля). Мурманск с его полярным днем произвел на нее не меньшее впечатление: "Возможно, я вернусь сюда, чтобы присмотреться получше, и у меня родится идея фильма".

Дарья БОРИСОВА




назад в раздел Пресса