Новости
Последнее время всё чаще можно услышать фразы из серии «в России слишком много кинофестивалей, зачем столько?». Удивляются обычно столичные жители, у которых есть возможность каждый день выбирать куда пойти: в музей, на концерт, в театр или в кино. А для других городов страны любые фестивали – это возможность неделю пожить непривычной жизнью, познакомиться с новыми людьми, с новыми театральными или кинопостановками. Если смотр международный, такой как «Северное сияние», то он также открывает пути для знакомства с культурой других стран, с теми веяниями и тенденциями, которые существуют в мировом искусстве. Так получилось, что у фестиваля в Мурманске сразу несколько миссий – культурная, экономико-политическая и социальная. Первое понятно – форум расширяет кругозор. Почему политическая? Да потому, что Арктика – регион, в котором сосредоточены интересы разных стран, но вести диалог только на уровне финансов неверно и однобоко, а значит нужно налаживать и связи в области культуры. Ну, а социальная роль фестиваля проста: он не только даёт местным жителям возможность работать (переводчиками, экскурсоводами, в службе показа и так далее), но и на несколько дней объединяет жителей города в порыве ожидания новых открытий или обсуждения уже увиденного. Кстати, посмотреть в рамках «Сверенного сияния» было что. Во-первых, на фестивале была обширная кинопрограмма: конкурс игровых картин, секция короткометражек «Под небом севера», документальные и телевизионные работы, специальные показы и прочее. А, во-вторых, в Мурманске проходили спектакли и концерты звёзд, встречи со зрителями и мастер-классы. Для людей, которые живут и работают в очень суровых климатических условиях, людей, к которым не часто приезжают с гастролями известные артисты, это был самый настоящий подарок. Надо было видеть, как мурманчане подходят к актёрам, режиссёрам, певцам, как они просят у них автографы, фотографируются с ними. Сколько радости было у людей на лицах! И надо отметить, что звёзды тоже не подвели – они давали автографы всем желающим, терпеливо фотографировались с каждым, кто попросит, тем самым удваивая праздник. За несколько дней проведения смотра на нём побывали Юлия Рутберг, Эвклид Кюрдзидис, Михаил Державин и Роксана Бабаян, Виктория Морозова и Антон Макарский, Ольга Прокофьева, Владимир Вишневский, Наталья Варлей и многие другие. Конечно, восторгам публики не было предела, от того, что церемонию открытия вели Ольга Кабо и Максим Аверин, а церемонию закрытия – Нона Гришаева и Александр Олешко. В настоящее время среди широкой аудитории это – самые популярные актёры. Правда, Аверин и Кабо больше порадовали своей открытостью и готовностью идти на контакт со зрителями. Особенно всех тронул один случай: артистов возили в госпиталь в Североморске, и Максим Аверин, который пользуется невероятным успехом благодаря «Глухарю», не покинул госпиталь до тех пор, пока не пообщался с каждым желающим и не пожелал каждому выздоровления. Не секрет, что положительные эмоции зачастую лучше любого лекарства, и этот актёр такие эмоции дарит.
Почётными гостями фестиваля стали два кинорежиссёра – Кшиштоф Занусси, который провёл мастер-класс и получил премию «За выдающийся вклад в Мировое киноискусство», а также Станислав Говорухин, которому вручили награду как «Классику отечественного кино». Занусси тут же сравнил смотр в Мурманске с Каннским, заметив, что оба они превращают не столицы в центр культурной жизни. А Говорухин сказал, что давно пора возрождать Северный морской путь с помощью культуры в том числе.
Но не стоит забывать о том, что на любом кинофоруме главное – конкурсная программа. Она оказалась насыщенной: за пять дней нам показали одиннадцать фильмов из России, Норвегии, Швеции, Финляндии, Канады и США. Все ленты разные по жанрам, темам и киноязыку. Россию в этом соревновании представляли «Как я провёл этим летом» Алексея Попогребского, «Сынок» Ларисы Садиловой и «Одна война» Веры Глаголевой. Много это или мало три картины из одной страны? На первый взгляд много. Но на самом деле, это – единственная возможность для зрителей посмотреть подобные фильмы. Дело в том, что в Мурманске отечественные авторские работы в прокат не выходят. Больше того, по словам местных жителей, кинозал, в котором проходили конкурсные показы, открылся специально для фестиваля, в остальное время он не работает. А зрители, как выяснилось, хотят смотреть кино, любят его и понимают. Абсолютно на все сеансы, всех программ было много народа. Честно говоря, иногда приходилось занимать очередь заранее, для того, чтобы хватило места. Естественно, организаторов подобное положение дел не может не радовать (и спасибо им за то, что они не брали деньги за билеты, пуская публику бесплатно). Но местным властям и прокатчикам надо задуматься: если у людей есть потребность в не мейнстримовском кино, значит, стоит его привозить и вне фестиваля.
Судило конкурс международное жюри: актриса Лидия Федосеева-Шукшина, режиссёр Владимир Грамматиков, кинодраматург и художник Александр Адабашьян, канадская актриса, режиссёр и продюсер Ингрид Венингер, а также председатель судейской коллегии норвежский режиссёр Кнут Эрик Йенсен – человек, которого северяне просто обожают и с чьим творчеством хорошо знакомы. И здесь опять-таки нужно поблагодарить организаторов за то, что они устроили ретроспективные показы киноработ каждого члена жюри. Зрителям это дало возможность понять, в каком направлении мыслит и работает тот или иной кинематографист. А отсюда уже становится понятным выбор победителей.
И как же распределились призы первого фестиваля «Северное сияние»? Главные награды смотра отправились в Канаду, Финляндию и остались в России. В Канаде теперь две статуэтки и обе они принадлежат одному фильму «Признаки жизни»: режиссёр Софи Дерасп получила Специальный приз жюри, а Мари-Хелен Беллаванс отмечена как исполнительница «Лучшей женской роли». Пожалуй, во всей программе это был самый спорный и сложный фильм. Дело в том, что Мари-Хелен Беллаванс – инвалид, у неё нет ног, и режиссёр смогла уговорить её сыграть в художественной картине о жизни и смерти, о сложности перехода в мир иной, и о том, как важно ценить жизнь. С одной стороны, лента могла возмутить чрезмерным натурализмом, но с другой, она вызвала споры, что тоже важно. В Финляндию отправился приз «За режиссуру» и «Приз зрительских симпатий», увезла его Анастасия Лапсуи за свою картину «Пудана – последняя в роду». С этим фильмом особая история, на самом деле, его можно считать российским. Анастасия Лапсуи – наша бывшая соотечественница, которая живёт в Финляндии, но снимает она в России о жизни родного ненецкого народа. Интересно то, что у неё нет кинематографического образования, и она является первой и единственной женщиной-режиссёром ненкой. Здесь жюри привлекла работа о вымирании культур малых народов, сделанная с соблюдением каких-то национальных традиций, но в очень европейской эстетике. Теперь чисто российские награды. Виктор Сухоруков получил приз в категории «Лучшая мужская роль» в фильме Ларисы Садиловой «Сынок». Ну, лента ездит по фестивалям уже год, и всякий раз Сухорукова если и не награждают, то обязательно хвалят эту его работу. И, наконец, Гран-при фестиваля «Северное сияние» присудили Алексею Попогребскому за фильм «Как я провёл этим летом». Вышло весьма символично, ибо действие картины происходит во время полярного дня на Чукотке, а, уж, кому, как не жителям Мурманска это явление близко. Удивительно, но оказалось, что именно у Попогребского эта награда за фильм, который много обсуждали и которым восхищались, – первая. У актёров призы есть, у оператора есть, вот теперь и вся лента с режиссёром во главе - абсолютный победитель. Были ли в конкурсе другие сильные фильмы? Были. Хорошая работа «Север» норвежского режиссёра-дебютанта Руне Денстада Ланглу, интересная картина «Мамонт» шведа Лукаса Мудиссона. Но жюри своё решение объясняет просто – выбирали тот фильм, который запомнился всем и тронул всех.
Остаётся добавить, что любой фестиваль состоит не только из чего-то глобального, но также из мелочей. Организаторы «Северного сияния» таким мелочам уделяют большое внимание. Например, бейджи аккредитации участникам и журналистам выдавали необычные – на каждом из них красовалась смешная мордашка северного жителя в обрамлении из оленьего меха. Казалось бы, пустячок, но снимать такой бейджик не хочется. Обычно, говоря о киносмотрах, не упоминают их продюсеров. Чаще всего это – люди, которые делают форум, но остаются в тени. Но здесь хочется отметить не только президента фестиваля Сергея Никоненко, который у всех на виду, но и того самого человека из тени – продюсера Юлия Малакянца. Во многом, именно благодаря его хорошим отношениям с артистами, в Мурманске было столько звёзд, и получилась насыщенная культурная программа, благодаря его моторности и желанию подарить жителям города что-то интересное, стал возможным сам фестиваль.
И последнее. Мурманск правильно выбран для проведения фестиваля, так как возможности города позволяют устраивать подобные мероприятия. И верно то, что проходит смотр в мае, так как это – время полярного дня. Представляете, когда светло круглые сутки, а день от ночи можно отличить лишь по наличию или отсутствию на улицах машин и людей. Поразительно, когда ночью на небе одновременно и солнце, и луна. Всё это превращает город в нереальные декорации для какого-то фильма. Не случайно многие иностранные кинематографисты, из тех, что приезжали на фестиваль, сказали, что в Мурманске у них появились идеи для новых картин. Ну, а члены жюри из Норвегии и Канады – Кнут Эрик Йенсен и Ингрид Венингер - теперь непременно хотят вернуться в Мурманск уже в качестве конкурсантов, для того чтобы в ожидании вердикта судей ходить на экскурсии, посещать легендарный ледокол «Ленин» и наслаждаться общением. Что же касается такого явления, как северное сияние, то, конечно, в мае его не видно. Но тем вернее то, что сияние природное заменяет сияние кинематографическое.
Ариуна Богдан. Мурманск-Москва
назад в раздел Пресса