36-й ММКФ: Уходящая кинодействительность
7 июня 2014 года завершаются показы фильмов-участников 36-го Московского международного кинофестиваля.
27 June 2014
Перед жюри во главе с российским режиссером Глебом Панфиловым стоит довольно трудный выбор. Награды фестиваля станут известны уже завтра. Последние конкурсные фильмы этого года будут показаны сегодня: южнокорейская философская драма «Из породы пернатых» Сина Енсика и немецкая лента «Все включено» Дорис Дерри.
Фильм Сина Енсика начинается как детектив: главный герой – писатель Ким Енсок уже много лет пытается найти свою пропавшую жену и описывает свой опыт поиска и связанных с этим психологических проблем в своих книгах. Пропавшая женщина прислала мужу посылку с одеждой, деньгами и дневником, в котором Енсок и пытается найти ответ на вопрос: куда и почему ушла его жена. Книгу Енсока читает таинственная незнакомка, которая отправляется на поиски писателя потому, что и сама она пережила подобную потерю. Затем оказывается, что по всей Южной Корее немало подобных случаев: молодые женщины уходят из семьи, а затем присылают посылку со своими вещами и просьбой их не искать. Объединяет их, впрочем, не только пропажа, но и то, что все женщины до своего исчезновения должны были пройти или уж прошли операцию, связанную с улучшением работы суставов. Параллельно зрителям рассказывается история таинственного фитотерапевта, который принимает на лечение женщин с больными костями и с помощью трав заставляет их – в буквальном смысле этого слова – переродиться.
Как рассказал на пресс-конференции режиссер этой картины, фильм «Из породы пернатых» о том, что мы все не всегда понимаем людей, которые находятся рядом с нами, и только подобные ситуации заставляют нас начать изучать этих людей. Фильм, правда, приобретает подобный философский контекст только после объяснения режиссера. При просмотре без подобных комментариев никаких размышлений о жизни не возникает. Остается лишь чувство, что ты смотришь обычное южнокорейское кино, где фильмов, подобных «Из породы пернатых» множество. И эта история, прямо скажем, не самая захватывающая.
В числе последних картин, показанных в рамках основного конкурса, оказались также немецкая лента «Все включено» Дорис Дерри и «Страна мечты» швейцарки Петры Фольпе. Обе представляют собой микст историй людей, живущих в большом европейском городе. Во «Все включено» герои, кажется, вышли из картин Педро Альмодовара: делающий обеспеченным постояльцам отеля педикюр трансвестит, больная мамаша-хиппи, ее одинокая дочь, у которой нет никого, кроме пса Мистера Фрейда, являющегося объектом исследований странного ветеринара… Правда, фильм Дерри, в отличие от картин Альмодовара, больше напоминает какой-то нескончаемый воскресный сериал, нежели яркое, экстравагантное испанское кино.
Полнометражный дебют Петры Фольпе «Страна мечты» также на оригинальность не претендует: в снежную рождественскую ночь жители большого швейцарского города так же, как и везде мучаются от одиночества, несбывшихся желаний и сексуальных фантазий. «Страна мечты» - это такой швейцарский вариант российского хита прошлого года «Интимные места», правда, с меньшим юмористическим, но с большим социальным контекстом. Такие фильмы, где случайным образом пересекаются судьбы людей большого города, можно видеть каждый год. Правда, не в конкурсах международных кинофестивалей, а скорее, в кинотеатрах и по телевидению.
Не отличаются большим качеством и другие картины основного конкурса. Греческие «Сентименталисты» Николаса Триандафиллидиса, начинается, как бойкая криминальная комедия в духе Тарантино, но во второй части своего повествования отдает дань стране производства и пытается стать практически классической трагедией. Два бандита Гермес и Джон «крышуют» различные заведения, от содержания которых приносят процент своему «Хозяину». Но любовь встает на пути криминального бизнеса: Гермес влюбляется в дочку босса, а Джон – в проститутку, работающую в одном из «охраняемых» заведений. За любовью, как в рифмах самых худших стихотворений, следует кровь.
Иранская драма «Неспелые гранаты» вообще представляет жанр типичных воскресных «телемуви». Жена заботится не только о своем муже, работающем сварщиком на стройке и соответственно каждый день готовым проститься с жизнью, но и за старушкой, от которой ушел муж. Не исключено, что «Неспелые гранаты», наверное, не оставили бы равнодушными простых домохозяек, но зачем же это показывать в основном конкурсе международного кинофестиваля?
Впрочем, таких картин в нынешнем конкурсе ММКФ великое множество. Практически на каждом просмотре фильмов основного конкурса возникает ощущение, что ты попал на какой-то национальный фестиваль дебютов, а вовсе не на международный фестиваль. Напомним, что ММКФ не принимает в свой конкурс те картины, премьера которых уже состоялась на других международных смотрах и это правило сказывается на фестивале не лучшим образом.
На фоне этих совсем слабых картин какой-то недостижимой величиной выглядят «Самый опасный человек» Антона Корбейна, «Хардкор Диско» Кшиштофа Сконечного и «Да и да» Валерии Гай Германики. Обо всех этих фильмах мы уже писали ранее. Первому, без сомнения, можно дать награды за актерские работы. Второй можно поощрить хотя бы за качественное, хотя и не всегда осмысленное подражание Михаэлю Ханеке. Третье – за относительную современную оболочку примитивного высказывания. Германика в этот раз выступила значительно слабее своих предыдущих работ «День рождения инфанты», «Школа» и, естественно, «Все умрут, а я останусь». «Да и да» - очень простая мелодрама о первой любви, снабженная совершенно ненужным эпатажем, заимствованным из других картин известных международных кинематографистов. Если бы эта лента была дебютом Гай Германики, ей можно было бы поставить твердую «пятерку» и искать в ней нового перспективного режиссера. Но, к сожалению, это не тот случай. В «Да и да» Германика, кажется, потеряла свою индивидуальность и глубину, раскрытую в том же «Все умрут, а я останусь», и не то, чтобы не преподнесла ничего нового, но ушла в своем творчестве на шаг назад. Для конкурса ММКФ, конечно, это не проблема, и здесь, действительно, картина Германики смотрится чуть ли не как глоток свежего воздуха, но сложно поверить, что режиссера, участвовавшего в Каннском киносмотре, такое восприятие ее новой картины сможет устроить.
Хотя вряд ли довольно консервативное жюри под руководством Панфилова предпочтет фильм Германики другой российской картине – наивному кино «Белый ягель» режиссера Владимира Тумаева. В этом фильме, рассказывающем о специфической жизни кочевых малых народов, живущих на территории России, все куда более целомудренно. Ни мата, ни больших сексуальных сцен, ни крупных планов мужских половых органов, конечно, нет. Все, что объединяет эти картины – спиртное. Водка у Германики играет ключевое драматургическое значение, у Тумаева – она лишь яркая народная черта борьбы с тоской. Впрочем, из всех вредных привычек алкоголь еще пока законодательно не запрещен на экране, чем и пользуются кинематографисты.
Из «запрещенных киновеществ» в конкурсных фильмах ММКФ щедро появляется курение. Мат тут тоже пока еще разрешен – действие соответствующего закона вступает в силу только 1 июля. Поэтому «Да и да», как, впрочем, и «Комбинат Надежда», участвующий в российской программе ММКФ, возможно, были показаны последний раз именно в том виде, в котором их задумали смелые девушки-режиссеры. Совсем скоро подобного кино на экране не будет.
И в этом смысле ММКФ, играет свое крайне важное для отечественных кинематографистов и киноманов значение. Именно здесь можно – в основном во внеконкурсных, правда, программах – увидеть фильмы, которых в том виде, в котором они задумывались авторами, совсем скоро не будет на российских экранах. Да, это кино, где есть секс, мат, курение и алкоголь, но это фильмы, качество и значимость которых подтверждено наградами крупнейших международных фестивалей. Артхаусное кино, которое запечатлевает жизнь во всем его разнообразии, а не только в контексте единственно верной сегодня триады: православие, самодержавие и народность. То самое кино, которое составляет суть современного мирового кинопроцесса.
Фильм Сина Енсика начинается как детектив: главный герой – писатель Ким Енсок уже много лет пытается найти свою пропавшую жену и описывает свой опыт поиска и связанных с этим психологических проблем в своих книгах. Пропавшая женщина прислала мужу посылку с одеждой, деньгами и дневником, в котором Енсок и пытается найти ответ на вопрос: куда и почему ушла его жена. Книгу Енсока читает таинственная незнакомка, которая отправляется на поиски писателя потому, что и сама она пережила подобную потерю. Затем оказывается, что по всей Южной Корее немало подобных случаев: молодые женщины уходят из семьи, а затем присылают посылку со своими вещами и просьбой их не искать. Объединяет их, впрочем, не только пропажа, но и то, что все женщины до своего исчезновения должны были пройти или уж прошли операцию, связанную с улучшением работы суставов. Параллельно зрителям рассказывается история таинственного фитотерапевта, который принимает на лечение женщин с больными костями и с помощью трав заставляет их – в буквальном смысле этого слова – переродиться.
Как рассказал на пресс-конференции режиссер этой картины, фильм «Из породы пернатых» о том, что мы все не всегда понимаем людей, которые находятся рядом с нами, и только подобные ситуации заставляют нас начать изучать этих людей. Фильм, правда, приобретает подобный философский контекст только после объяснения режиссера. При просмотре без подобных комментариев никаких размышлений о жизни не возникает. Остается лишь чувство, что ты смотришь обычное южнокорейское кино, где фильмов, подобных «Из породы пернатых» множество. И эта история, прямо скажем, не самая захватывающая.
В числе последних картин, показанных в рамках основного конкурса, оказались также немецкая лента «Все включено» Дорис Дерри и «Страна мечты» швейцарки Петры Фольпе. Обе представляют собой микст историй людей, живущих в большом европейском городе. Во «Все включено» герои, кажется, вышли из картин Педро Альмодовара: делающий обеспеченным постояльцам отеля педикюр трансвестит, больная мамаша-хиппи, ее одинокая дочь, у которой нет никого, кроме пса Мистера Фрейда, являющегося объектом исследований странного ветеринара… Правда, фильм Дерри, в отличие от картин Альмодовара, больше напоминает какой-то нескончаемый воскресный сериал, нежели яркое, экстравагантное испанское кино.
Полнометражный дебют Петры Фольпе «Страна мечты» также на оригинальность не претендует: в снежную рождественскую ночь жители большого швейцарского города так же, как и везде мучаются от одиночества, несбывшихся желаний и сексуальных фантазий. «Страна мечты» - это такой швейцарский вариант российского хита прошлого года «Интимные места», правда, с меньшим юмористическим, но с большим социальным контекстом. Такие фильмы, где случайным образом пересекаются судьбы людей большого города, можно видеть каждый год. Правда, не в конкурсах международных кинофестивалей, а скорее, в кинотеатрах и по телевидению.
Не отличаются большим качеством и другие картины основного конкурса. Греческие «Сентименталисты» Николаса Триандафиллидиса, начинается, как бойкая криминальная комедия в духе Тарантино, но во второй части своего повествования отдает дань стране производства и пытается стать практически классической трагедией. Два бандита Гермес и Джон «крышуют» различные заведения, от содержания которых приносят процент своему «Хозяину». Но любовь встает на пути криминального бизнеса: Гермес влюбляется в дочку босса, а Джон – в проститутку, работающую в одном из «охраняемых» заведений. За любовью, как в рифмах самых худших стихотворений, следует кровь.
Иранская драма «Неспелые гранаты» вообще представляет жанр типичных воскресных «телемуви». Жена заботится не только о своем муже, работающем сварщиком на стройке и соответственно каждый день готовым проститься с жизнью, но и за старушкой, от которой ушел муж. Не исключено, что «Неспелые гранаты», наверное, не оставили бы равнодушными простых домохозяек, но зачем же это показывать в основном конкурсе международного кинофестиваля?
Впрочем, таких картин в нынешнем конкурсе ММКФ великое множество. Практически на каждом просмотре фильмов основного конкурса возникает ощущение, что ты попал на какой-то национальный фестиваль дебютов, а вовсе не на международный фестиваль. Напомним, что ММКФ не принимает в свой конкурс те картины, премьера которых уже состоялась на других международных смотрах и это правило сказывается на фестивале не лучшим образом.
На фоне этих совсем слабых картин какой-то недостижимой величиной выглядят «Самый опасный человек» Антона Корбейна, «Хардкор Диско» Кшиштофа Сконечного и «Да и да» Валерии Гай Германики. Обо всех этих фильмах мы уже писали ранее. Первому, без сомнения, можно дать награды за актерские работы. Второй можно поощрить хотя бы за качественное, хотя и не всегда осмысленное подражание Михаэлю Ханеке. Третье – за относительную современную оболочку примитивного высказывания. Германика в этот раз выступила значительно слабее своих предыдущих работ «День рождения инфанты», «Школа» и, естественно, «Все умрут, а я останусь». «Да и да» - очень простая мелодрама о первой любви, снабженная совершенно ненужным эпатажем, заимствованным из других картин известных международных кинематографистов. Если бы эта лента была дебютом Гай Германики, ей можно было бы поставить твердую «пятерку» и искать в ней нового перспективного режиссера. Но, к сожалению, это не тот случай. В «Да и да» Германика, кажется, потеряла свою индивидуальность и глубину, раскрытую в том же «Все умрут, а я останусь», и не то, чтобы не преподнесла ничего нового, но ушла в своем творчестве на шаг назад. Для конкурса ММКФ, конечно, это не проблема, и здесь, действительно, картина Германики смотрится чуть ли не как глоток свежего воздуха, но сложно поверить, что режиссера, участвовавшего в Каннском киносмотре, такое восприятие ее новой картины сможет устроить.
Хотя вряд ли довольно консервативное жюри под руководством Панфилова предпочтет фильм Германики другой российской картине – наивному кино «Белый ягель» режиссера Владимира Тумаева. В этом фильме, рассказывающем о специфической жизни кочевых малых народов, живущих на территории России, все куда более целомудренно. Ни мата, ни больших сексуальных сцен, ни крупных планов мужских половых органов, конечно, нет. Все, что объединяет эти картины – спиртное. Водка у Германики играет ключевое драматургическое значение, у Тумаева – она лишь яркая народная черта борьбы с тоской. Впрочем, из всех вредных привычек алкоголь еще пока законодательно не запрещен на экране, чем и пользуются кинематографисты.
Из «запрещенных киновеществ» в конкурсных фильмах ММКФ щедро появляется курение. Мат тут тоже пока еще разрешен – действие соответствующего закона вступает в силу только 1 июля. Поэтому «Да и да», как, впрочем, и «Комбинат Надежда», участвующий в российской программе ММКФ, возможно, были показаны последний раз именно в том виде, в котором их задумали смелые девушки-режиссеры. Совсем скоро подобного кино на экране не будет.
И в этом смысле ММКФ, играет свое крайне важное для отечественных кинематографистов и киноманов значение. Именно здесь можно – в основном во внеконкурсных, правда, программах – увидеть фильмы, которых в том виде, в котором они задумывались авторами, совсем скоро не будет на российских экранах. Да, это кино, где есть секс, мат, курение и алкоголь, но это фильмы, качество и значимость которых подтверждено наградами крупнейших международных фестивалей. Артхаусное кино, которое запечатлевает жизнь во всем его разнообразии, а не только в контексте единственно верной сегодня триады: православие, самодержавие и народность. То самое кино, которое составляет суть современного мирового кинопроцесса.
Автор: Мария Токмашева
назад в раздел НОВОСТИ