![](/tools/img_small.php?src=../UserFiles/images/berlin.jpg&w=300&h=400)
В рамках ретроспективы будут представлены 30 фильмов, копии некоторых из которых недавно были отреставрированы. Эти картины были сняты в период с первых годов существования Техниколора до 1953 года.
«Поразительный красный оттенок южного неба в «Унесенных ветром» или плащи насыщенного желтого цвета в «Поющих под дождем» имеют огромное значение – в те дни подобная игра драматически насыщенных цветов была настоящей сенсацией. Процесс «Техниколор» объединял культурные и экономические тренды, способствовав созданию великих кинематографических полотен, которые и по сей день завораживают и пленяют аудиторию», - говорит директор Берлинского кинофестиваля Дитер Косслик.
![кадр из фильма "Унесенные ветром" кадр из фильма "Унесенные ветром"](http://www.proficinema.ru/upload/medialibrary/a3e/a3e94e0de2ce57f4174de73b74f6d2fb.jpg)
«Техниколор» - один из способов получения цветного кинематографического и / или фотографического изображения, изобретенный в 1915 году Гербертом Калмусом, Дэниэлом Комстоком и Бертоном Вескоттом, которые впоследствии основали Technicolor Motion Picture Corporation. Ранняя технология называлась Technicolor No. I и заключалась в тонировании черно-белых диапозитивов в красный и зеленый цвета с их последующим склеиванием, что позволяло получить цветное изображение. Тем не менее, на раннем этапе Техниколор был объектом критики как со стороны зрителей, так и кинематографистов из-за того, что цвета неровно распределялись по поверхности пленки, что не самым лучшим образом влияло на качество изображения. Кроме того, операторы, привыкшие работать с черно-белой пленкой, противились ее цветным аналогам, мотивируя это художественными соображениями (хотя отчасти такое неприятие цвета носило все-таки технологическую природу). Тем не менее, эта критика стала не препятствием, а вызовом для руководителей Technicolor Motion Picture Corporation и мотивировала их на совершенствование системы Техниколор.
Технология Technicolor No. IV основывалась на соединении трех цветов (зеленый, красный, синий). Technicolor No. V, изобретенный в 1952 году, уже не имел отношения к съемке фильмов – он был способом печати копий. «Техниколор» был второй после британского «Кинемаколора» цветной технологией, и широко применялся в Голливуде с 1922 по 1955 год, параллельно с процессом «Синеколор». В дальнейшем техника трансформировалась в распространенную технологию печати высококачественных цветных фильмокопий, позволяющую получать отличную цветопередачу из устойчивых к выцветанию красителей.
![кадр из фильма "Поющие под дождем" кадр из фильма "Поющие под дождем"](http://www.proficinema.ru/upload/medialibrary/5b7/5b71fcbe9e02284e6970ee751cffec66.jpg)
«Техниколор» обрел популярность в основном благодаря своей непревзойденной до конца 1960-х цветопередаче и возможности изготовления качественной оптической совмещенной фонограммы, состоящей из металлического серебра, что трудно достижимо на многослойных позитивных кинопленках. Ранняя многопленочная технология в основном использовалась для съемки мюзиклов (например, «Волшебник из страны Оз» и «Поющие под дождём»), костюмированных картин («Приключения Робина Гуда») и анимационных фильмов («Белоснежка и семь гномов» и «Фантазия»).
В мелодраме Ричарда Болеславского «Сах Аллаха» (США, 1936), пространства бескрайней пустыни, с ее теплыми оттенками красного и коричневого, становятся метафорой состояния души главных героев. В приключенческой ленте Джорджа Сиднея «Три мушкетера» (США, 1948) схватка персонажей, одетых в ярко-розовые и светло-голубые костюмы, производит впечатление стилизованного зрелища.
Настоящим хитом студии MGM стал мюзикл Виктора Флеминга «Волшебник страны Оз» / «The Wizard of Oz» (США, 1939), который соперничал с картинами компании Walt Disney Productions, также снятыми в системе Техниколор. В этой ленте цвет используется столь нарочито, что актеры и их практически театральные костюмы воспринимаются едва ли не как мультяшные, что придает ленте особое очарование. Наконец, в комедии Говарда Хоукса «Джентльмены предпочитают блондинок» в одной из сцен героиня Мэрилин Монро одета в яркое розовое платье, что вкупе с красным фоном производит неизгладимое впечатление и делает песню «Diamonds are a girl’s best friend» еще более запоминающейся.
![кадр из фильма "Три мушкетера" кадр из фильма "Три мушкетера"](http://www.proficinema.ru/upload/medialibrary/dec/dec60530a90073c4aa478cce80abed80.jpg)
Тем не менее, в 1953 году у Техниколора появился серьезный соперник – цветная негативная пленка, который вытеснил его с рынка. Именно поэтому сегодня Ретроспектива – одна из уникальных возможностей увидеть изображение таким, каким оно было задумано создателями фильмов.
«Благодаря сотрудничеству с George Eastman House, мы сможем продемонстрировать современные копии мировых хитов, снятых в технике Техниколор, практически в их оригинальном цветовом решении», - комментирует художественный директор Deutsche Kinemathek Райнер Ротер.
Ретроспектива в рамках Берлинале будет сопровождаться событиями в Deutsche Kinemathek. Мероприятие организовано в содружестве с Deutsche Kinemathek, The Museum of Modern Art (MoMA) и Austrian Film Museum. Благодаря этому партнерству фильмы, вошедшие в программу Ретроспективы, также будут показаны в Вене (апрель 2015) и Нью-Йорке (лето 2015).
![](/themes/arctika/img/back-small.png)